Здравствуйте,
Имя пользователя или электронная почта:

Пароль:



[ ]
[ ]
[ ]
22.02.2013
«Открытые уроки» водно-болотных угодий
версия для печати
Партнерство «Птицы и Люди» начало программу «Открытых уроков» водно-болотных угодий

    Лес и кусты, растущие около рек по таким местам, которые заливаются полою водою, называются уремою. Уремы бывают различны: по большим рекам и рекам средней величины, берега которых всегда песчаны, урема состоит предпочтительно из вяза, осокоря, ракиты, ветлы и изредка из дуба, достигающих огромного роста и объема; черемуха, рябина, орешник и крупный шиповник почти всегда им сопутствуют, разливая кругом во время весеннего цветения сильный ароматический запах…

    Множество соловьев, варакушек и всяких певчих птичек живет в зеленых, густорастущих кустах такой уремы. Соловьи заглушают всех. День и ночь не умолкают их свисты и раскаты. Садится солнце, и «ночники» сменяют до утра усталых денных соловьев. Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих дерев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни…

    С.Т. Аксаков
    Записки ружейного охотника Оренбургской губернии

Что такое водно-болотные угодья? Каких типов они бывают? Какова их география и экология? Кто населяет болота, озера, плавни, реки и морские побережья? Эти и многие другие вопросы строения и жизни ветландов обсуждаются на «открытых уроках» водно-болотных угодий.

В минувшем году Партнерство «Птицы и Люди» открыло программу «открытых уроков» в школах и экологических лагерях, проводимых в Центральной России. Программа стартовала при поддержке международного проекта «Сохранение трансграничных водно-болотных угодий в Беларуси, России и Украине».

Обычно «открытые уроки» бывают приурочены к Всемирному дню ВБУ, но поскольку в Средней полосе России – это самое снежное время, разговор о водно-болотных объектах успешнее проходит летом, когда вместе со школьниками и учителями можно выйти «в поле» и в природе, а не в компьютере, увидеть, чем живут ветланды, как они изучаются, охраняются и используются.

Проводя такие специализированные уроки, мы часто сталкиваемся с тем, что московские жители, включая школьников, зачастую весьма настороженно, а порой и неприязненно, относятся к ветландам, в первую очередь, к болотам: комары, клещи, мокрые ноги. Позитивно воспринимаются только морские пляжи. По нашему опыту, самым эффективным способом переломить негативное отношение является совместное изучение ветландов московскими и местными школьниками, живущими в деревнях и поселках региона. Сельские школьники знают не понаслышке о той огромной роли, которую играют болота, реки и озера в жизни местного населения. Сбор клюквы, брусники, грибов, рыбалка и охота на водоплавающую дичь, порой, в значительной мере обеспечивают семейные доходы.

Презентации, предлагаемые нами в качестве основы для проведения «открытых уроков», построены таким образом, чтобы в канву общетеоретической информации можно было гармонично вплести примеры из местной практики, просто и наглядно, на известных школьникам объектах объяснить глобальные закономерности. Урок проходит в интерактивной форме, рассказ преподавателя перемежается вопросами к слушателям, а иногда – викторинами и маленькими призами за правильные ответы.

По ходу урока школьники могут и сами рассказывать о хорошо знакомых им объектах, дополняя и насыщая новой информацией презентацию. В целом, нам бы хотелось, чтобы «открытый урок» ровно на половину состоял именно из региональных и местных примеров, наглядно иллюстрирующих глобальные принципы. Предлагаемые нами презентации могут быть дополнены играми и конкурсами по водно-болотной тематике, если это происходит зимой, в День ВБУ. А если это лето, то, конечно, лучше провести полевую экскурсию.

Так, минувшим летом на базе историко-экологической школы «Чистое» в Торопецком районе Тверской области прошла апробация программы «открытого урока», включившая в себя несколько презентаций – рассказ о Рамсарской конвенции и охране водно-болотных угодий России, представление обитателей ВБУ, особенностей их морфологии и экологии. Экскурсия на озеро Чистое – классический водоем ледникового происхождения – с рассказом о геоморфологических и геоботанических особенностях ландшафта южных отрогов Валдайской возвышенности сопровождал программу «открытого урока». А затем ученики московских, тверских и торопецких школ отвечали на довольно сложные вопросы водно-болотной викторины. Эти темы не входят в школьную программу: такие знания могут быть получены только непосредственно от специалистов, работающих в данной области.

В эколого-исторической школе «Чистое» дефицита в специалистах не было, поскольку эта школа уже много лет организуется Экологическим центром Тверского государственного университета – организацией, отвечающей за ведение кадастра особо охраняемых природных территорий и Красной книги Тверской области, члена международной сети Wetland Link International, областного координатора работ по проекту «Сохранение трансграничных водно-болотных угодий в Беларуси, России и Украине».

Водно-болотные уроки проводятся нами в качестве модельных. Задача – не охватить все школы Средней России, а предоставить поддерживающие материалы и показать учителям, как правильно построить презентацию.

Еще один, зимний, урок был проведен в проектном регионе – Западнодвинском районе Тверской области, а точнее в поселке Ильино, расположенном в границах территории, на которую специалисты Тверского университета готовят номинацию для представления в Рамсарскую конвенцию.

Поскольку «открытый урок» проходил в рамках нашей выездной многодневной водно-болотной школы «Рождественские звезды Западной Двины», он также сопровождался полевыми экскурсиями. Одна из них – в пойменную дубраву в долине р. Западная Двина (окрестности пос. Первомайский) с необъятными, в два охвата, дубами, а на следующий день – на озера Нерето и Бенцовское – звенья многокилометровой озерной цепи, обозначенной в нашем проекте как «Улинское Поозерье». Это также ценная с точки зрения биоразнообразия территория, которую планируется включить в общеевропейскую сеть «Эмеральд».

В наступившем году мы планируем продолжить проведение «открытых уроков» в районных центрах, селах и деревнях. Но больше всего нам бы хотелось, чтобы проведение таких уроков стало доброй традицией в каждой российской школе, особенно в тех регионах, где водно-болотные угодья играют ключевую роль в жизни людей.

© 2006-2024 НП «Птицы и Люди»